Мои правила & ценности (my rules & values)
Общая часть
- Я вправе работать на любых условиях, которые предлагает рынок, но с учетом следующих ограничивающих принципов:
- Условия договора не должны противоречить действующему национальному законодательству и общепринятым нормам и правилам международного права;
- Иногда можно пользовать нормами национального (российского) права, а иногда английского. (иногда нормы английского права более эффективны, чем российского. Я потом объясню в чем разница);
- Принцип оптимальности соотношения дохода и риска, который частичного достигается принципами приоретета (см. ниже);
- Принцип приоритета минимизации риска, над максимизацией дохода или другими словами "Лучше синица в руках, чем журавль в небе".
- Не называть имена (no names);
- Об условиях (в том числе и о деньгах) договариваться на берегу и очень желательно в электронно-письменной форме;
- Вещи называть своими именами и контролировать взаимопонимание между мной и заказчиком/работодателем:
- Договор подряда - это купля-продажа результата;
- Договор оказания услуг, Трудовой договор - это купля-продажа рабочего времени.
- Уважать нормы гражданского права и особенно института договорного права:
- Условия договора должны быть ясными;
- Договор подряда и Трудовой договор (deFacto Договор оказания услуг) - это две принципиально разные и в некотором смысле противоположные правовые конструкции;
- Договор подряда: разговаривать о стоимости и сроке, но не разговаривать о ставке часа и количестве часов в день;
- Договор оказания услуг: разговаривать о ставке часа и количестве часов в день, но не разговаривать о стоимости и сроке.
- Следовать правилу: оформляет бумаги, пишет ТЗ и составляет договор тот, кто предлагает (инициатор), а не тот, кому адресовано предложение (акцептор), чтобы не получилось такого - тратил время на написание ТЗ и договора, а потом заказчик отказался. Лучше бы я потратил время на работу с другим заказчиком по «Time & Material» или на шлифовку моих скилов (polishing my skills) и навыков.
- Постоянно прокачивать мои скилы (my skills) разными способами и стремиться к глубинному и комплексному пониманю того, что я делаю;
- Постоянно думать как помочь заказчику больше заработать на моих решениях.
- Сначала работать с теми заказчиками, которые работают по модели «Time & Material» (договор услуг или трудовой договор), а потом с теми, кто работает по модели «Fixed Price» (договор подряда) с учетом одного скрытого исключения (принцип приоритетности);
- Сначала работать с действующими или бывшими заказчиками, а потом брать новых (принцип приоритетности);
- Сначала работать с теми заказчиками, которые больше платят предоплаты, а потом с теми, кто меньше (принцип приоритетности);
- Сначала работать с сильными предприниматели, а потом со слабыми предпринимателями. Что такое сильный и слабый предприниматель разъясняю ниже и в разделе «Примерная оценка» (принцип приоритетности)
- Если работать по модели «Fixed Price», то сначала брать те задачи, где меньше "подводных камней" и где меньше рисков, а потом те задачи, где больше "подводных камней" и рисков. Но лучше вообще не браться за рискованные задачи, что бы не подвести клиента и самому за копейки не работать.
- Если работать по модели «Fixed Price», где стоимость относительно большая, то работать только по четкому техническому заданию и договору, по которому мои права защищены и в случаи их нарушения их можно восстановить , потратив значительно меньше финансовых и временных ресурсов, чем денежный эквивалент объема нарушенных прав.
Особенная часть
No names
По-другому это можно сформулировать так: я работаю без рекомендаций. Здесь есть два аспекта: профанационный и денежно-временной.
Профанационный аспект. Было это несколько лет назад. Я тогда занимался только 1С и периодически посматривал на сайты поиска работы. Я обратил внимание на то, что там одна топовая екатеринбургская 1С-франчайзи "АСП" постоянно ищет 1С-программистов. Ради спортивного интереса я решил им позвонить, и разговор получился такой:
- Я: Добрый день! Я опытный 1С-программист, хорошо знаю бухучет и тп. Ищу работу;
- АСП: Добрый день! У вас есть рекомендации?
- Я: Нет;
- АСП: Ну тогда вы нам не подходите!
и тут же бросили трубку не сказав "До свидания".
Почти в этот же день у меня был клиент - муниципальная больница в соседнем городке. Я к ним ездил на машине и иногда там ночевал. В очередной раз прихожу к ним в бухгалтерию и начинаю работать. Бухгалтер в очередной раз говорит "Вот это можно сделать?" (я уже не помню, что именно). Я говорю: "Конечно. Без проблем. Любой каприз за ваши деньги" и сделал. Потом заходит Главный Бухгалтер и мой бухгалтер весело подбегает к ней и радостно говорит: "Нам Вадим сделал вот это". Главный бухгалтер говорит: "Да нам же программист из 'АСП' сказал, что это невозможно сделать!". Мой бухгалтер говорит: "Ну вот Вадим сделал". То есть, эта 'АСП' продала больнице 1С зарплату для бюджетных учреждений, а когда речь дошла до допиливания, они не смогли это сделать, потому что все их сотрудники заточены на продажи. Целый этаж занимают в большом здании. И тогда у меня сразу возник риторический вопрос "Какой вообще программист нужен заказчику - тот, у которого есть рекомендации, но который не умеет решать задачи клиента, или тот, который может реализовывать любые прихоти клиента, но который не коллекционирует отзывы, рекомендации?"
P.S. В эти дни, когда я пишу этот текст, я позвонил в АСП, мне нужна была очень распространненая конфигурация 1С, дак они вообще не знали, что они ее продают, а потом когда узнали, что ее продают, то не смогли объяснить зачем вообще эта конфигурация нужна. Потом я выяснил, это конфигурация 1С:Маркетинг очень интенсивно продается по России и особенно в в Москве, а в Екатеринбурге она не продается. Конфигурация очень полезная, просто "АСП" ее продавать не умеют. А несколько месяцев назад, я хотел у них купить элекронно-цифровую подпись и хотел, что бы они мне пояснили как правильно ее использовать, или другими словами, правильно ли я понимаю основы криптографии. Я не говорил, что я программист, и там девушка такой бред начала нести про криптографию, что меня прямо из себя это вывело. Если она не понимает основы криптографии, дак надо так прямо и сказать "Я не понимаю основ криптографии и сейчас приглашу специалиста". А она начала спорить со мной и доказывать мне, что именно я неченго не смыслю в криптографии, хотя к тому времени я уже имел практической опыт написания механизмов реализации алгоритма ассимитричного шифрования с использованием 1С и PHP. Потом позвонил человек, представился "Я из АСП" и мы с ним хорошо поговорили про Криптографию и у меня заполнились все недостающие пробелы и пазл сошелся. Но у меня очень большое подозрение, что он работает не в АСП, а в ООО "КриптоПро", которая занимается разработкой софта для криптографии. Он мне очень глубокие вещи пояснил, касающееся глубинного понимания криптографии, продуктов ООО "КриптоПро" и возможностей 1С в реализации криптографических механизмов. У меня многие вещи встали на мои места и я ему благодарен за это, поэтому не стал предъявлять ему претензии за то, что он меня обманул сказав, что он работает в "АСП". На самом деле он работат в ООО "КриптоПро". Не может человек с таким глубоким пониманием криптографии работать в "АСП".
Денежно-временной аспект. Чаще всего я работаю на условиях "Time & Material". То есть, заказчик мне платит за время. Например, нужно какую-нибудь галочку добавить, это может занимать минуту. Я добавляю и заказчик платит хоть и копейки за эту галочку, но все равно платит. А если я раскрою контакты людей, с которыми я работал и работаю, тогда потенциальные заказчики начнут звонить им и будут неинтересные для них вопросы про меня задавать. Но ведь тогда мои рекомендаторы выставят мне счет за то, что тратили свое время на продвижение моих услуг! Причем это ставка не будет такая маленькая как у меня, а будет рассчитываться из тех соображений сколько организация зарабывает в единицу времени. А если это собственник торгового центра, в котором момимо арендаторов есть еще собственные его магазины или федеральная сеть, это же очень большие деньги получаються. Реклама на несколько порядков выше, чем доход получится.
Филосовский аспект. Бизнес можно сделать с упором на форму, а можно с упором на содержание. Можно взять ерунду и обернуть ее в красивый фантик и продавать это. А можно набоорот - упор сделать на содержание и не заботиться о фантике. Был у меня один клиент. Он продавал шубы. Я ему запрограммировал такую вещь. Шуба, например, стоит 20'000 рублей. Потом случайным образом в карточке шубы ставится галочка "Акция" и распечатывается ценник, в котором указано "Старая цена 30'000.00 (перечеркнута), а цена по акции 25'000.00 рублей." И эта система у него работала и до сих пор, наверно, работает. Люди чаще берут ту же самую шубу, но за более дорогую цену, но только, если было написано "Акция". Мой подход основан на том, что я усердно прокачиваю глубинное и комплекское понимание процессов, которые я программирую. И особое внимание уделяю кейсам, которые добавляю на сайт. На момент написания этих строк ни одного кейса именно на этот сайт не добавлено, потому что сначала нужно описать мой подход, а потом кейсы. Был у меня период, когда я плотно лендинги (landings) делал. И в каждом лендинге должно быть "Социальное доказательство" - то есть, фотки каких-то левых персонажей с хорошими отзывами
Предприниматели сильные и слабые
- Слабые предприниматели носят розовые очки, сильные предприниматели их не носят, но могут иногда их надевать, но тут же снимают.
- Слабые предприниматели полностью доверяют наемным сотрудникам и контрагентам. Сильные предприниматели следуют правилу "Доверяй, но проверяй".
- Следующие нормы и принципы для сильных предпринимателей являются внутренними законами, а для слабых предпринимателей - пустым звуком:
- Добросовестность презюмируется. Кто ссылается на недобросовестность, тот ее и доказывает;
- Презумпция невиновности;
- Никто не обязан свидетельствовать против себя, или другими словами, в природе не существует таких программистов, которые обязаны свидетельствовать против себя, ну или совсем другими, но очень понятными словами - программист не обязан обосновывать свои условия, в том числе часовую ставку в случае "Time & Material" или стоимость договора с случае "Fixed Price";
- Принцип свободы договора или как говорят американцы «Freedom Agency»;
- Рынок всегда прав или как говорят американцы «The market is always right».
- Сильные предприниматели понимают, а слабые не понимают, что предпринимательство неразрывно связано с риском. Предпринимательство и риск - это одно неделимое целое. Если слабый предприниматель хочет иметь регулярный доход без риска, то ему надо идти в наемные работники и там он без всякого риска будет получать небольшой, но за то стабильный и безрисковй доход.
- Сильный предприниматель умеет управлять рисками (risk management control). Слабый предприниматель не умеет управлять рисками, поэтому постоянно хочет их спихнуть на кого-нибудь друого с помощью каких-либо серых схем.
- Слабые предприниматели не признают право на жизнь для модели "Time & Material" (трудовой договор или deFacto договор услуг). Сильные предприниматели - признают. Соответственно, слабые предприниматели считают, что "никто не работает по Time & Material", сильные предприниматели понимают, что подавляющее количество гуманоидов на планете "Земля" (Earth planet) , которая находится в галактике "Солнечной система" (Solar sistem galactica), работают именно по модели "Time & Material", а не по "Fixed Price". Тругими словами - штатные в внештатные сотрудники, физ-лица, у которых правоотношение возникло на основании договора услуг, фактически продают свое время, а не результат; Если Вы вообще далеки от права, то поясняю - штатный или внештатный сотрудник - это физическое лицо, которое находится в правоотношении со своим работодателем на основании трудового договора. Я этого говорю, потому что иногда встречаю людей, которые почему-то разделяют штатных сотрудников от лиц, подписавших трудовой договор. Иногда встречаю людей, которые не видят разницу между договором подряда и договором услуг, но это уже отдельная тема.
- Для слабых предпринимателей правовые конструкции "Fixed Price" (договор подряда) и "Time & Material" (deFacto трудовой договор или deFacto договор услуг) являются "одно и тоже". Для сильных предпринимателей эти две конструкции - это две прямо-противоположные вещи;
- Слабые предприниматели считают, что в "примерная оценка", полученная в рамках "Time & Material" (deFacto трудовой договор или deFacto договор услуг) влечет за собой какие-либо правовые последствия, и, как следствие, с помощью черной или серой риторики, прямого или косвенного шантажа, прямых или косвенных угроз вынуждают работников и/или исполнителей работать бесплатно. Сильные предприниматели действуют в рамках норм текущего законодательства и договора;
- Сильные предприниматели умеют руководить наемными субъектами права, слабые не умеют.
- Слабый предприниматель считает, что в отношении с исполнителем-программистом действует правило "Заказчик всегда прав". Сильный предприниматель понимает, что правоотношения с программистом регулируется нормами B2B, а диспозиция норм Закона о защите прав потребителей - это B2C, а не B2B и не B2C+B2B.